Название данной группы берет свое происхождение от имени швейцарца Якоба Аммана, менонитского предводителя в Эльзасе во время второй половины XVII столетия, которого прозвали Амишем либо Амишем Менонитским.
В XVIII столетии часть амишей перебралась жить в Америку (штаты Пенсильвания, Индиана, Огайо), в которой квакер Вильгельм Пенн, декларирующий свободу вероисповедания, позволил поселиться амишам и меннонитам на территории юго-восточной части штатов. Амишей и меннонитов в Америке слитно прозвали «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). В свою очередь амиши прозвали других жителей Соединенных Штатов «англичанами».
Фундамент вероучения
Амиши исповедуют принцип сурового следования библейским предписаниям, и ожидают Нового пришествия Христа, а также Его тысячелетнего царствования («хилиазм»). Основополагающее значение амиши отдают имеющемуся в «Послании Павла к Римлянам» принципу «отделения церкви от государства». Ключевые нормы вероучения Амишей состоят в «Декларации основных положений нашей совместной христианской веры» (1632 года).
Религиозные предводители амишей не считаются профессиональными служителями церкви, их избирают просто по жребию и занимаются они собственной деятельностью бесплатно.
Амиши не сооружают специальных молитвенных строений. Богослужения осуществляются по очереди в собственных домах единоверцев, через одно воскресенье. В те же воскресенья (Воскресенья дружбы), на которые у амишей не выпадает служба, они спокойно отдыхают и посещают близких.
Амиши преимущественно отказываются от любых связей с внешним миром. Им запрещено проходить службу в армии, делать фотографии, ездить за рулем автомобиля и летать на самолётах, владеть компьютерами, смотреть телевизоры, слушать радио, носить часы на руках и даже обручальные кольца. У женщин обязательно должны быть длинные платья, как правило, черного, синего либо зеленого цвета, и непременно с передником: замужняя женщина носит черный, а незамужняя — белый. Мужчины надевают черных и темно-синих цветов костюмы. Брюки держаться на подтяжках; пуговицы на брюках напрочь отсутствуют, в замену им существует система крючков и петель. Рубашки же чистых оттенков; белая – на случай церковной службы. В комплекте идет темная войлочная шляпа. Среди детей принято носить аналогичную взрослым одежду, мальчики как правило носят соломенные шляпы. Амиши ходят своим ходом либо ездят на повозках (лишь со стальными колёсами), запряжёнными лошадьми. Вспахивают землю исключительно плугом.
В контактах со сторонним окружением амиши ведут себя очень сдержано. Амишам удалось уберечь быт и облик практически в изначальном виде с XVII столетия. Они не пользуются достижениями технического прогресса, не ездят на автомобилях, не смотрят телевизор, ну и не слушают радио. Ограничение в использовании электричества, машин и остальных благ цивилизации продиктовано не религиозными, а более нравственными представлениями амишей: критикуется не само пользование техническими новшествами, а их вероятные нравственные воздействия. Амиши очень редко заключают брак с кем-либо не из своей общины, и только для меннонитов может быть исключение.
Все амиши преимущественно сосредоточены в США. Их порядка 150 тысяч.
Амиши, кроме того, распадаются на различные религиозные группы. Самой консервативной считается «Менонитская церковь амишей старого порядка». На территории Индианы в 1866 году вследствие движения за духовное просвещение была учреждена «Евангелическая менонитская церковь». Так, в 1910 году была сформирована «Консервативная менонитская конференция». Члены которой начали проводить богослужения в отдельных домах собраний, запустили воскресные школы. Еще одна отделившаяся структура «Амишские меннонитские церкви Бичи» позволила использовать своим членам автомобили, трактора и даже электричество.